Замена лямбда зонда (датчика кислорода)
Своевременная замена лямбда зонда
Для чего необходима замена лямбда зонда, когда лучше всего ее проводить, а также каковы причины его поломки, - на эти и другие вопросы отвечают эксперты нашей мастерской. Сегодня нам трудно представить свою жизнь без личного автомобиля. Ежедневные поездки на работу, выходные с друзьями на природе, помощь родителям – причин для покупки автомобиля может быть много. И, несмотря на то, что организм автомобиля работает как часы, нередки и столь же неприятны случаи его поломки, в том числе и выхода из строя и последующей замены кислородного датчика.
Лямбда-зонд: происхождение
Под этим сложным названием в теле Вашего авто скрывается датчик кислорода или кислородный датчик. На базе показаний кислородного датчика форсунка контролирует идеальный состав смеси из топлива и воздуха, тогда как сам лямбда зонд помогает электронике скорректировать ее состав, а также оказывает влиянии на расход бензина.
Своим названием датчик кислорода обязан букве греческого алфавита λ, то есть “лямбда”. В автомобильной промышленности она используется для обозначения коэффициента переизбытка воздуха в топливно-воздушной смеси.
Данный коэффициент языком формулы выражается в пропорции объёма поступившего кислорода(воздуха) к объёму топлива(бензина), необходимого для полного сгорания смеси. В идеале коэффициент равен единице при 14.7 : 1 для бензиновых двигателей и 14.5 : 1 для дизельных двигателей.
Датчик кислорода: назначение и принцип работы
Если рассуждать научным языком, зонд работает на основе гальванического элемента с керамическим электролитом на базе диоксида циркония. В этом случае керамика может быть дополнена оксидом иттрия, с напылёнными платиновыми токовыводящими пористыми электродами. При этом, один электрод направлен на выхлопные газы, другой – на воздух из атмосферы. Кроме циркониевых лямбда-зондов существуют выполненные из двуокиси титана, но они менее распространены из-за более высокой стоимости, нежели циркониевые. Эти виды датчиков кислорода взаимно не заменяют друг друга.
Задачи образования и управления поступления топливовоздушной смеси в системах с распределённым впрыском топлива разведены, инжекторы отвечают за распределённую подачу топлива, а связка из дроссельной заслонки (проще говоря - педаль газа) и регулятора холостого хода( или датчика ХХ) отвечает за поступление кислорода в размере, который требуется для работы двигателя автомобиля.
Преимущества такого метода очевидны:
• максимальная мощность двигателя;
• оптимальный расход топлива;
• минимальный уровень загрязнения отработанных газов в выхлопе.
За работу этой системы в двигателе отвечает электронный блок при помощи датчиков, главным из которых является кислородный датчик, установленный в выпускном коллекторе перед катализатором, при этом он выполняет контролирующую функцию. Совместно с блоком и топливными инжекторами лямбда зонд составляет контур управления составом топливно-воздушной смеси. По его сигналам блок управления оценивает объём воздуха в отработанном газе и необходимость коррекции состава с помощью топливных инжекторов.
Эта цепь является замкнутой, так как датчик находится в обратной связи с электронным блоком управления.
Устройство лямбда зонда
На картинке изображено устройство лямбда зонда (кислородного датчика):
- воздух из атмосферы
- изолятор из керамики
- оболочка из стали
- корпус из металла с резьбой
- экран защиты с отверстиями для отработки
- наконечник из керамики
- электрический нагреватель
- контакт провода питания нагревателя, проводящий ток
- уплотнительная манжета
- провода
Основные причины поломок лямбда-зонда
Среди них мы бы выделили следующие факторы: неправильный уход за автомобилем, попадание грязи или охлаждающей жидкости внутрь корпуса. некачественное топливо с высокой примесью свинца и других не сертифицированных присадок. Это приводит к отравлению лямбда зонда, вследствие чего он выдаёт необъективные данные, приводящие в свою очередь к некорректному образованию смеси. Увы, но данная неполадка датчика кислорода не определяется системой самодиагностики и не отображается на приборной панели автомобиля в виде значка "чек энжин(Check engine)".
Все это в конечном итоге может привезти к экстренной замене лямбда-зонда.
Производители устройства, в свою очередь, отмечают, что замене подлежат те датчики, которые уже прошли от 60 000 до 80 000 км. Специалисты нашей мастерской рекомендуют тщательно следить за поведением автомобиля во время движения, регулировать работу, и хотя бы раз в десять километров проводить диагностику лямбда зонда.
Определяем вышедший из строя датчик кислорода
Если Вы заметили:
- что автомобиль вдруг начал двигаться рывками;
- резко увеличился расход топлива;
- неправильно стал работать катализатор или инжектор;
- появилось снижение мощности мотора;
- возникли провалы при увеличении оборотов двигателя с ХХ и неуверенный разгон до 3500 оборотов в минуту;
- выхлопные газы стали более концентрированными и в них проскакивают чёрные тональности;
– знайте, пора менять датчик кислорода. При этом в машинах с автоматической коробкой передач будет присутствовать еще один признак: переключение скоростей сопровождается стуком или подергиванием автомобиля.
Цена на замену лямбда зонда
Более подробно с ценами на услуги нашей мастерской можно ознакомиться здесь.